Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Аденоиды и миндалины

Каждый из нас, будучи здоровым, не задумывается о том, что составляет ощущение физического благополучия, а ведь огромное значение для этого имеет свободное дыхание через нос. Попробуйте хотя бы на непродолжительное время закрыть свой нос ватками, смоченными вазелиновым маслом. Уже через несколько минут появится чувство дискомфорта, тяжести в голове, из-за вынужденного дыхания через рот слизистая оболочка его станет сухой, язык неповоротливым и шершавым. При попытке поесть в таком состоянии Вы обнаружите, что привычная пища потеряла свой вкус, во время глотания появились пощелкивания, треск в ушах, болезненное их закладывание. Это далеко неполный перечень неприятных ощущений, связанных с такой, казалось бы, мелочью — отсутствием носового дыхания. А если вышеописанные симптомы длятся месяцы и годы? Важность решения проблемы обеспечения человека достаточно свободным дыханием очевидна, и начинать эту работу следует с раннего детства, когда закладывается фундамент здоровья ребенка. Основной, наиболее часто встречающейся причиной плохого дыхания носом у детей является гипертрофия (увеличение) лимфоидных органов глотки, к которым относят нёбные миндалины (в народе их называют "гландами") и глоточную миндалину. Небные миндалины может увидеть каждый, открыв рот перед зеркалом, а глоточная прячется за мягким нёбом в носоглотке, и рассмотреть ее может только врач-отоларинголог, используя специальные инструменты. Увеличенную глоточную миндалину называют аденоидами. При значительной величине нёбных миндалин и аденоидов ребенок постоянно дышит ртом, храпит во сне, часто болеет простудными заболеваниями, отитами. Такого ребенка легко можно узнать по внешнему виду, у него формируется так называемый аденоидный тип лица: нарушается нормальный рост лицевого скелета, череп становится вытянутым, рот постоянно полуоткрыт, речь с гнусавым оттенком. Отсутствие носового дыхания существенно влияет на развитие головного мозга ребенка. Дети плохо спят, страдают головной болью, головокружением, легко утомляются, становятся капризными, раздражительными, рассеянными, невнимательными, отстают от сверстников в умственном развитии. Кроме того, в аденоидах, как правило, развивается хроническое воспаление, что в значительной степени влияет на возникновение и прогрессирование большого числа заболеваний дыхательных путей (бронхиальная астма, хроническая пневмония), мочевыводящей системы (пиелит, пиелонефрит), сердечно-сосудистой системы (функциональная кардиопатия, пороки сердца). С аденоидами связано ночное недержание мочи, нарушения зрения, слуха, болезни нервной системы.

Итак, у Вашего ребенка имеются проблемы с носовым дыханием, Вы замечаете симптомы, сходные с описанными выше. Что делать? Прежде всего следует обратиться к специалисту-отоларингологу для уточнения природы и причин плохого дыхания. От этого зависит тактика дальнейшего лечения. Важно определить, стоит обращаться к ЛОР-хирургу, или пытаться консервативными методами решить возникшие проблемы со здоровьем ребенка. Достоверно выставить диагноз может только ЛОР-педиатр, отработавший в данной специальности не менее 5–7 лет. Посоветуйтесь с таким врачом при возникновении сомнений. Обращайтесь в больницы со специализированными отделениями. Их в Минске две: 3-я детская клиническая больница, в которой размещается городской ЛОР Центр, находится по адресу ул. Кижеватова, 60, и Республиканская больница патологии слуха, голоса и речи. Ул. Сухая, 8. На прием к врачу в консультативный кабинет ЛОР Центра может записаться каждый по телефону 2774900. Там Вашего ребенка осмотрит квалифицированный врач, установит, затруднение носового дыхания связано с наличием аденоидов или нет, определит степень увеличения носоглоточной миндалины, решит вопрос — следует оперировать ребенка или можно его лечить консервативно. Многие родители, детям которых выставлен диагноз "аденоиды", принимают выжидательную позицию, всеми силами стараются не оперировать ребенка, "не отдавать его под нож", в надежде, что ребенок "перерастет", аденоиды пропадут сами. Действительно, известно, что носоглоточная миндалина в своём развитии подвергается атрофии. Постепенно исчезает. Полностью этот процесс завершается к 18–20 годам, иногда позже. Ждать естественной атрофии аденоидов можно лишь в том случае, если степень увеличения их небольшая, они не вызывают нарушения функционирования других органов и систем, не провоцируют заболеваний, описанных выше. Вот в таких случаях можно выжидать, лечиться у гомеопатов, иглотерапевтов, проводить курсы консервативного, общеукрепляющего лечения. Все эти методы лечения, конечно, не вызывают "рассасывания" аденоидов, но повышают защитные возможности организма, способствуют уменьшению воспалительного процесса в носоглоточной миндалине, не позволяют прогрессировать изменениям в ней. Но преступно по отношению к здоровью ребёнка применять нехирургические методы лечения при аденоидах 2–3 степени, когда уже есть вызванные ими нарушения слуха, болезни придаточных пазух носа, легких, почек, нервной системы. Как правило, лечение в таких случаях не дает положительных результатов, родители всё равно вынуждены обращаться к хирургам, но бывает уже поздно: удаление аденоидов не даёт ожидаемого эффекта, так как заболевание ушей, носа уже находится в необратимой стадии, требующей долгого, часто оперативного лечения. Поэтому лучше вовремя сделать небольшую операцию по удалению аденоидов и забыть о проблеме плохого дыхания, чем обрекать ребенка на необходимость на долгие годы, а часто и на всю жизнь, становиться пациентом ЛОР врача. Что собой представляет аденотомия? Эта операция выполняется хирургом-отоларингологом в условиях хирургического кабинета (операционной) поликлиники или стационара. В нашем городе её делают в ЛОР Центре 3-й детской больницы и в поликлинике и детском отделении Республиканской больницы патологии слуха, голоса и речи. Операция проводится под местным обезболиванием. Метод обезболивания выбирается индивидуально. Срок нахождения в стационаре минимален - от нескольких часов (при отсутствии осложняющих течение послеоперационного периода сопутствующих заболеваний) до двух суток. После операции обычно рекомендуется нахождение в домашних условиях 3–5 дней под наблюдением ЛОР врача поликлиники. В течение месяца после вмешательства не допускаются занятия физкультурой, спортом. Практически через 2–3 недели происходит полное заживление носоглотки.

Часто задают вопрос, могут ли аденоиды вновь вырасти после их удаления? Рецидивы встречаются, но нечасто — у нескольких процентов оперированных детей. Думаю, что возможность рецидива — не повод отказываться от операции. В каком возрасте удаляют аденоиды? В любом, при наличии показаний к операции, начиная с одного года.

Завершая этот короткий рассказ о проблеме затрудненного носового дыхания у детей, хочу призвать родителей с своевременному обращению к врачам-отоларингологам. Это поможет избавить Ваших детей от многих проблем со здоровьем.

Как повысить иммунитет ребенка?

Использование иммуностимулирующих лекарств и других методов укрепления иммунитета у детей.

Иммунитет представляет собой способность организма противостоять различным инфекция. Иммунитет является результатом работы иммунной системы и формируется в процессе ее взаимодействия в различными микробами или их фрагментами. У детей иммунитет имеет ряд особенностей и недостатков, делающих детей более восприимчивыми по отношению ко многим инфекциям. Повышение иммунитета необходимо во всех случаях иммунодефицита (снижение уровня работы иммунной системы). У детей причинами иммунодефицита могут быть: неправильно питание, стресс, гиповитаминоз, хронические заболевания внутренних органов. Для стимуляции иммунитета у детей проводят коррекцию питания, закаливание, лечение поливитаминными и иммуностимулирующими препаратами.

Что такое иммунитет?
Иммунитетом называется естественная сопротивляемость организма по отношению к какой-либо инфекции. Иммунитет является результатом работы иммунной системы, вырабатывающей ряд факторов, противостоящих инфекции и блокирующих ее развитие в момент ее  проникновения в организм.
Есть два типа иммунитета. Иммунитет может быть специфический и неспецифический. Специфический иммунитет является строго индивидуальным для каждого человека и зависит от болезней, перенесенных человеком в прошлом или от полученных им прививок. Специфический иммунитет возникает после перенесенной болезни (иммунитет против ветрянки) или после вакцинации (иммунитет после прививки против дифтерии, столбняка, коклюша и пр.). Специфический иммунитет работает только против одной определенной инфекции, вызвавшей развитие иммунитета, и не может защитить человека от других инфекций (например, ребенок, привитый от дифтерии, скорее всего, никогда не заболеет дифтерией, но имеет все шансы заболеть коклюшем).
Неспецифический иммунитет, напротив, практически одинаков у всех людей. Неспецифический иммунитет защищает организм от многих инфекций неспецифического характера (большинство бактериальных инфекций вызванных условно патогенными микробами – бронхиты, отиты, ангина, пиелонефрит и пр.). 
У детей иммунная система развита не столь совершенно как у взрослых, что в свою очередь объясняет большую восприимчивость детей по отношению ко многим инфекциям.

Каковы особенности иммунитета у детей?
Иммунитет детей имеет ряд особенностей делающих их более уязвимыми по отношению к большинству инфекций.
Новорожденные и дети до 6 месяцев защищены от многих инфекций иммуноглобулинами класса G (IgG) которые проникают в их кровь во время внутриутробного развития из крови матери. После 6 месяцев запас материнских иммуноглобулинов в крови ребенка иссякает, что делает его более восприимчивым ко многим инфекциям. Нормальная выработка собственных иммуноглобулинов в организме детей начинается только в 6-7 летнем возрасте, а клеточный иммунитет (клетки иммунной системы) формируется вплоть до периода полового созревания.
По мере роста и развития (главным образом за счет прививок) ребенок сталкивается с различными микробами и приобретает к ним специфический иммунитет.
Неспецифический иммунитет у детей обеспечивает защиту от многих инфекций, с которыми ребенок сталкивается каждый день. От состояния неспецифического иммунитета зависит предрасположенность ребенка к различным болезням. Дети с ослабленным иммунитетом болеют чаще детей с сильным иммунитетом.

От чего зависит сила иммунитета ребенка?
Сила (эффективность) иммунитета ребенка зависит от многих факторов. Так, состояние специфического иммунитета определяется, главным образом, вакцинацией ребенка. В наше время благодаря вакцинации (прививкам) миллионы детей на всей планете приобретают естественную невосприимчивость ко многим серьезным болезням. Состояние неспецифического иммунитета (то есть общая сопротивляемость организма ребенка) практически не зависит от прививок. Например, ребенок, получивший полный набор прививок может часто болеть ангиной, бронхитом, пневмонией, отитом и прочими болезнями, возбудителями которых являются обычные микробы, против которых не ставят прививок. Состояние неспецифического иммунитета ребенка как бы отражает общее состояние его организма и зависит, главным образом от:

Качества питания ребенка питание ребенка должно обеспечивать его всеми питательными веществами, витаминами и минералами необходимыми для роста и развития. Недостаток одного или нескольких питательных элементов подрывает работу иммунной системы и ослабляет иммунную защиту ребенка. Следует подчеркнуть, что качество питания напрямую зависит от его разнообразия. Только разнообразное питание (продукты растительного и животного происхождения) может дать ребенку весь спектр необходимых ему питательных элементов.

Условия жизни ребенка, психо-эмоциональная атмосфера в семье, в детском саду и школе, уют и обустроенность быта определяют качество жизни ребенка, а значит и уровень развития его иммунной системы. Здоровым может быть только тот ребенок, который помимо всех необходимых продуктов питания получает и родительскую любовь, ласку и заботу.

Состояния внутренних органов организма ребенка определяет эффективность работы его иммунной системы. Иммунная система не может нормально функционировать, если хотя бы один из внутренних органов ребенка работает не так как нужно или поражен болезнью. Стойкое снижение иммунитета наблюдается у детей страдающих хроническими заболеваниями внутренних органов (гастрит, пиелонефрит, энтероколит, кишечный дисбактериоз и пр.)

 

Как понять работает ли иммунитет ребенка нормально и нуждается ли он в лекарствах стимулирующих иммунитет?
Использование иммуностимулирующих средств оправдано только в случаях иммунодефицита (фактическое и долговременное снижение активности иммунной системы). Признаками иммунодефицита могут быть следующие феномены:

  • Ребенок болеет часто (простуды чаще 6 раз в год)
  • Обычные простуды у ребенка протекают тяжело, со множеством осложнений (отит, ангина)
  • Ребенок плохо реагирует на лечение, болезни протекают дольше, чем обычно.

Если у ребенка действительно обнаруживаются признаки иммунодефицита следует показать его врачу.  Реальная оценка работы иммунной системы ребенка это сложная задача, решить которую может только специалист иммунолог – врач занимающийся проблемами иммунитета.
Согласно современным рекомендациям использование иммуностимулирующих средств (см. ниже) показано только у детей с иммунодефицитом доказанным лабораторными анализами. В тоже время неспецифические методы повышения иммунитета (поливитаминные препараты, коррекция питания, закаливание) рекомендуются всем детям.

Как поднять иммунитет у ребенка?
Общие (неспецифические) меры для поднятия иммунитета. Иммунная система человека является одной из наиболее стабильных и закрытых от внешних воздействий систем организма человека. Если для развития и работы иммунной системы созданы все условия, то иммунитет будет автоматически поддерживаться на должном уровне. Главным принципом стимуляции иммунитета у ребенка является обеспечение нормальных условий для развития и работы иммунной системы (см. выше). Поэтому первое, что нужно сделать в случае определения у ребенка признаков иммунодефицита это проверить соответствуют ли условия жизни ребенка, а также стиль и качество питания его необходимым нормам? Если да, тогда следует показать ребенка врачу педиатру и пройти базовое обследование:

  • Общий анализ крови
  • Общий анализ мочи
  • Биохимический анализ крови
  • Консультация ЛОР врача
  • Анализ кала на дисбактериоз и яйца глистов
  • В некоторых случаях, УЗИ органов брюшной полости

Эти обследования стоят не дорого и часто бывают достаточными, чтобы установить истинную причину нарушения работы иммунной системы (хронические болезни ЛОР органов (хронический синусит, аденоиды, хронический тонзиллит), кишечный дисбактериоз, хронический пиелонефрит), устранение которой позволит привести иммунитет ребенка в нормальное состояние.

Закаливание как средство повышения иммунитета
Эффективным средством повышения иммунитета у детей и взрослых считается закаливание. Закаливание детей следует проводить в виде игры, начиная с 3-4 летнего возраста. Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка к закаливанию или проводить процедуры против его воли. Закаливания начинают с утренней гимнастики. Очень важно чтобы на момент занятий ребенок был бодрым и выспавшимся. Одновременно с ребенком упражнения должны делать и родители (ребенок учится у родителей). После 10-15 минут легких общеукрепляющих упражнений можно перейти к водным процедурам: растирание торса, рук и шеи водой в течение 3-4 минут (сначала можно и меньше). Сначала для водных процедур используют воду комнатной температуры (22-25 С). Затем температуру воды постепенно снижают (до 18-16 С и ниже). После растираний водой кожу насухо промокают полотенцем и растирают до появления чувства теплоты. Во время водных процедур следует следить, чтобы ребенок не замерз. После водных процедур оденьте ребенка в теплую одежду (лучше всего подойдет негрубый шерстяной свитер).
Использование поливитаминных препаратов для повышения иммунитета. Многочисленные исследования показали, что состояние иммунной системы организма и сопротивляемость организма к инфекциям во многом зависит от поступления в организм достаточного количества витаминов и минералов. Дети, как известно, нуждаются в больших количествах витаминов и минералов, чем взрослые (эти вещества интенсивно тратятся на процесс роста) и потому в большей степени подвержены риску развития гиповитаминоза с последующим иммунодефицитом. Ввиду этого для неспецифической стимуляции иммунитета у детей рекомендуется использовать адаптированные для детей поливитаминные препараты. Поливитамины следует принимать в периоды наибольшего риска развития гиповитаминоза (зима-весна). Выбор конкретного поливитаминного препарата лучше обсудить с врачом педиатром, наблюдающим ребенка.

Использование иммуностимулирующих средств
По определению, иммуностимулирующие вещества повышают активность иммунной системы организма и помогают ему бороться с болезнями. В наше время существует большое количество самых разнообразных иммуностимулирующих средств, однако, к сожалению, это не решает проблему их использования. Основной вопрос, связанный с лечением ребенка иммуномодуляторами это: действительно ли нуждается ребенок в этом лекарстве? Как мы уже говорили выше, назначение средств для повышения иммунитета оправдано только в случаях фактически доказанного иммунодефицита ребенка. Ввиду того, что определить статус иммунодефицита может только специалист, назначение препаратов для стимуляции иммунитета так же входит в его компетенцию.

Средства для повышения иммунитета (иммуностимуляторы)
Существует следующие группы средств используемые для повышения иммунитета:

Группа интерферонов (интерферон человеческий лейкоцитарный, Виферон, Гриппферон и пр.). Интерфероны являются биологически активными веществами, обладающими способностью тормозить и блокировать развитие инфекций (главным образом вирусных). Иммуностимулирющий эффект итерферонов особенно полезен в лечении ОРВИ у детей. Многочисленные клинические наблюдения показали, что использование таких препаратов как, например, Виферон в первые дни болезни позволяет значительно сократить длительность периода болезни и в значительной степени препятствует возникновению осложнений. Для наибольшего эффекта препараты из группы интерферонов следует принимать в первые часы болезни (в момент появления первых симптомов простуды).

Индукторы эндогенных интерферонов (Амиксин, Циклоферон, Анаферон, Арбидол) представляют собой группу лекарственных препаратов стимулирующих выработку собственного интерферона организма, обладающего выраженным антиинфекционным и иммуностимулирующим действием. Индукторы интерферонов рекомендуются при ОРВИ (так же как и препараты интерферона начиная с первых часов болезни), а также при многих других вирусных заболеваниях (вирусный гепатит и пр.).
Препараты интерферона и индукторы синтеза эндогенных интерферонов нельзя принимать одновременно. Обычно детям в первые часы появления симптомов простуды или гриппа детям назначают только один из препаратов. Лечение выбранным лекарством продолжают несколько дней. Лечение препаратами интерферона или индукторами синтеза эндогенных интерферонов в период выздоровления (в случае ОРВИ) или в профилактических целях неэффективно.

Средства для повышения иммунитета бактериального происхождения (Бронхо-мунал, Бронхо-васком, ИРС 19, Имудон, Биостим, Ликопид, Рибомунил) – содержат фрагменты бактерий возбудителей инфекций (стафилококк, гемофильная палочка, пневмококк, стрептококк) не несущие никакой инфекционной опасности, но обладающие значительным иммуностимулирующим действием. Данные средства повышают как местный, так и общий иммунитет и рекомендуются для лечения ОРЗ (в течение всего периода болезни), а также для лечения хронических заболеваний ЛОР органов (фарингит, тонзиллит, синусит и пр.). Кроме того, было доказано что бактериальные иммуномодуляторы увеличивают эффективность прививок, в связи с чем они рекомендуются во время плановой вакцинации.

Средства для повышения иммунитета растительного происхождения (препараты Эхинацеи пурпурной – Иммунал, препараты женьшеня, лимонник китайский и пр.) – изготавливаются из лекарственных растений обладающих иммуностимулирующим и адаптогенным действием. Наиболее изученным и эффективным действием обладают препараты эхинацеи пурпурной (Эхинацея Доктора Тайса, Иммунал и пр.) Иммунал (и другие препараты эхинацеи) дают детям для лечения ОРВИ и для профилактики простудных заболеваний. Курс профилактического лечения препаратом иммунал обычно проводят в начале осени или зимой, перед началом эпидемии вирозов или перед тем как отдать ребенка в детский сад или в школу. Длительность курса профилактического лечения иммуналом не должна превышать 2 месяца.
В России Иммунал является наиболее популярным иммуномостимулятором. Эффективноть Иммунала в лечении ОРВИ у детей была доказана несколькими клиническими исследованиями. 

 Лечение препаратом Иммунал

Показания

Возрастные группы

Дозировка

Лечение ОРЗ (грипп, простуда, бронхит)

Дети старше 12 лет

1 таблетка 3-4 раза в день или

2,5 мл сиропа 3 раза в день

Дети от 6 до 12 лет

1 таблетка 1-3 раза в день или

1,5 мл сиропа 3 раза в день

Дети от 1 года до 6 лет

1 мл сиропа 3 раза в день

Профилактика заболеваний верхних дыхательных путей

 

Курс 1-1,5 месяца, перед началом эпидемии ОРВИ

С профилактической целью Иммунал рекомендуют принимать 3 раза в год курсами продолжительностью 1–1,5 месяца (не более 8 недель). Поскольку максимальный эффект Иммунала развивается примерно через 1 нед, курс лечения перед сезонными или эпидемическими подъемами заболеваемости ОРВИ необходимо начинать заблаговременно.

Средства для повышения иммунитета из вилочковой железы (тимуса) (тималин, тактивин, тимактид, тимостимулин, вилозен и пр.) в настоящее время используются ограниченно. Связано это главным образом с тем, что использование иммуномодуляторов изготовленных на основе вилочковой железы требует проведения специальных предварительных обследований. Данные препараты можно использовать только под контролем врача иммунолога.

Как выбрать препарат для повышения иммунитета?
Выбор препарата для повышения иммунитета у ребенка и начало его использования должны основываться на следующих принципах:

  • У ребенка действительно есть признаки иммунодефицита
  • Были исключены все возможные причины иммунодефицита
  • Были предпринять неспецифические меры стимуляции иммунитета (закаливание, поливитамины коррекция питания), однако они не принесли результатов
  • Иммуностимулирующий препарат разрешен для использования у детей данного возраста (см. возрастные ограничения использования лекарств)
  • Лечение иммуномодулятором проводится по схеме (дозировка и частота приема) соответствующей возрасту ребенка
  • Ваш врач одобряет использование данного препарата или, по крайней мере, поставлен в известность относительного вашего намерения дать ребенку это лекарство.

Выбор иммуномодулятора для ребенка всегда лучше обсудить с врачом.
Тип иммуномодулятора должен соответствовать болезни. (См. Лекарства стимулирующие иммунитет). Например, при ОРВИ могут использоваться препараты интерферонов и растительные иммуномодуляторы. Препараты интерферонов (Виферон) или индукторы интерферонов (Амиксин) эффективны только в начале ОРВИ. Растительные препараты (Иммунал) могут использоваться как для лечения, так и для профилактики ОРВИ.

Как  помочь организму сопротивляться инфекциям?1.      Соблюдать  правильный режим дня.Это значит, что ребёнок каждый день должен находиться на свежем воздухе не  менее двух часов в день и при этом, желательно, чтобы он больше двигался. Также малышу необходим полноценный сон. Для детей 3-5 лет дневной сон должен составлять 1,5 – 2 часа, для детей 5-7 лет – 1 -1,5 часа. Ночной сон должен быть не менее 10 часов.2.      Организовать правильное питание ребёнка. В рационе ребёнка должно содержаться как можно больше натуральных овощей и фруктов. Работе иммунной  системы помогают также молочные и кисломолочные продукты, яйца, мясо и рыба, так как содержат легкоусвояемые белки.3.      Приём  поливитаминных препаратов, содержащих микроэлементы  (Мульти – табс, Пиковит, Алфавит, ВитаМишки, Джунгли, гель для детей « Киндер –Биовиталь», сироп Сана –Сол и др.).



В первую очередь важны  витамин С, Е, бета – каротин, селен, цинк, медь, марганец. Они являются антиоксидантами и способствуют укреплению  иммунитета.

Выбирать витаминные препараты лучше, предварительно посоветовавшись  с  педиатром. Витамины необходимо давать малышу ежедневно в течение 1 месяца.  В зимне-весенний период проводится 2-3 курса витаминотерапии.

4.      Прием растительных  адаптогенов.

Эти препараты называются адаптогенами благодаря своим свойствам укреплять  иммунитет. К этой группе относятся препараты, содержащие корень  женьшеня, элеутерококка, настойка эхинацеи (Иммунал), корень солодки, аралии, плоды китайского  лимонника, радиолы розовой. Такие препараты  подбираются врачом – педиатром индивидуально, учитывая  возможные противопоказания.   В холодные месяцы  можно провести 2-3 курса приема растительных адаптогенов.

5.      Применение иммуномодуляторов препаратов, которые усиливают функциональную активность иммунной системы в целом.

К этой группе относятся Бронхомунал, Рибомунил, Имудон.  Препарат ИРС -19 стимулирует защитные механизмы в дыхательных путях.  Подбирать схему применения этих препаратов должен врач.  Курс лечения занимает от одного до нескольких месяцев.

6.      Во время эпидемии вирусных заболеваний можно давать   ребенку гомеопатические противовирусные препараты: Афлубин,   Гриппхель, Агри  детский, Анаферон детский.

7.      Ароматерапия – еще  метод нормализации работы организма. С ее помощью можно не только поднять иммунитет, но и улучшить настроение. Для профилактики простуд подойдут запахи сосны или апельсина.

8.      Ингаляции с прополисом, эвкалиптом, пихтовым маслом помогут  укрепить местный иммунитет в носо - и ротоглотке. Ингаляции детям лучше проводить с помощью специального прибора для ингаляции – небулайзера.

9.      Закаливание:

·  закаливание воздухом (проветривание помещений, соответствующая температуре внешней среды одежда для ребенка, обязательные ежедневные прогулки);

·  закаливание водой (контрастные ножные ванны, обливания, обтирания, полоскание горла).

Закаливание водой лучше начинать с  общего влажного обтирания. Варежку из махровой ткани или полотенце смачивают в  воде 35-36°C зимой и 33-34°C летом, слегка отжимают и обтирают руки ребенка от кисти до плеча, затем ноги от стопы к бедру,  грудь, живот и   спину.  Каждое движение повторяют 2-4 раза. Один раз в 5 дней температуру понижают на 1-2°C , доводя ее до 28-25 °C. Сразу после обтирания смоченную часть тела ребенка надо вытереть насухо полотенцем.

Общее обливание. Продолжение »

Чудодейственный золотой рецепт

Народная мудрость дарит нам сотни интереснейших рецептов для лечения и исцеления. Многие из них давно и незаслуженно забыты, и это настоящая трагедия! Ведь некоторые из таких рецептов обладают воистину чудодейственными свойствами, помогают исцеляться от различных заболеваний, а уж их польза для укрепления иммунитета и вовсе неоспорима.

В этой статье на сайте immunar.ru рассказывается об одном таком рецепте общего действия, который применяется для поднятия иммунитета, восстановления после тяжелых операций и болезней, а также для профилактики в межсезонье.

Об этом рецепте я узнал у потомственного травника из Вологды. Это известный народный целитель Инна Носова, которая долгие годы успешно лечит людей и помогает им насладиться полноценной и здоровой жизнью.

Прокрутите через мясорубку 0,7 кг инжира, 0,5 кураги, три средних по величине лимона (удалите предварительно косточки), 250 г чернослива и столько же изюма. С помощью кофемолки измельчите по 2 столовых ложки семян петрушки и фенхеля (а можно и укропа), 200 г высушенной травы крапивы и 1 столовую ложку коры дуба.

Возьмите зубчики в шелухе из двух средних по размеру головки чеснока, сварите их на пару в шелухе, пока они не станут мягкими (варите минут 5-10). Как остынут - очистите и перекрутите в мясорубке.

Микстура от всех болезней

Этот универсальный общеукрепляющий бальзам можно использовать для профилактики и укрепления иммунитета всей семьи. Кроме того, им лечат гинекологические и другие простудные и воспалительные заболевания, а также такие болячки, как радикулит, гайморит, болезни кишечника, желудка, легких, миомы и даже онкологические заболевания на ранней стадии.

Перемешайте в сухом перемолотом виде 200 г плодов шиповника, 100 г сосновых почек (собирать их нужно весной, или просто приобретите в аптеке), 100 г травы тысячелистника и 10 г полыни. Залейте смесь 3 литрами воды и продержите под крышкой на водяной бане 4 часа. Снимите с огня, закутайте теплым одеялом и оставьте на сутки. Процедите, добавьте 200 мл экстракта чаги (для этого приобретите в аптеке бефунгин), 200 мл сока алоэ, 250 мл коньяка и полкило жидкого меда. Все перемешайте и оставьте на сутки.Употреблять бальзам в первые 6 дней нужно по 1 чайной ложке 3 раза в день за 2 часа до еды. Следующие два месяца нужно принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день за час до еды. Дальше сделайте перерыв на месяц, и еще на месяц возобновите прием.

Сила меда и лимона

Это очень простое и эффективное средство для укрепления иммунитета, использовать которое может каждый, даже самый ленивый :) Очень многие народные средства, на самом деле, крайне простые в приготовлении. Для большинства из них достаточно зайти на ближайший рынок или аптеку, и вот у вас на руках все необходимое для создания настоящего лечебного бальзама или настоя.

 

Возьмите пол-литровую банку и добавьте в нее:

  • 5 столовых ложки холосаса (приобретается в аптеке);
  • 3 столовых ложки сока алоэ;
  • 3 столовых ложки слока лимона;
  • 1 столовую ложку настойки элеутерококка

Холосас - это замечательный экстракт из плодов шиповникаДобавьте доверху меда, перемешайте. Пить нужно по 1 столовой ложке 2-3 раза в день за полчаса до еды.

Сила молодой крапивы

Люди, прошедшие через ад Великой Отечественной войны, убедились на своем горьком опыте, что такое, казалось бы, обыкновенное растение, как крапива, может быть не только едой, но и очень полезным лекарством.

Витаминный борщ из молодой крапивы - просто объеденье, наполненное витаминами и минералами, в частности, витаминами С и железом. Деревенские жители издревле используют крапиву в домашней кухне, а вот обитатели бетонных коробок зачастую лишены такого удовольствия. А ведь всего-то нужно выехать за город!

Тем же, кто таки нарвал молодой крапивы, адресованы следующие советы.

Молодые растения необходимо высушить и сохранить в сухом месте при комнатной температуре. Когда же настанет зима, их можно добавлять в картошку, плов и другие блюда, предварительно пошинковав или растерев в ладонях. Добавлять крапиву можно также в чай. Настой из крапивы прекрасно помогает укреплять волосы, да и пить его очень полезно.

Свежий сок из крапивы - просто кладезь витаминов. Он быстро поднимает уровень гемоглобина, повышает иммунитет и радует отличным вкусом. Пить сок нужно по 1 чайной ложке 2-3 раза в день в течение недели. Сок активирует работу почек, помогает усилить отток мочи, способствует выводу шлаков и приводит организм в тонус.

Не забывайте, что крапива и любые препараты на ее основе противопоказаны при повышенной свертываемости крови.

Для сбора крапивы запаситесь перчатками, отрывайте верхушки длиной 15-20 см. Затем их можно связывать и высушивать в любом месте, где есть доступ для прямых солнечных лучей.

Когда наступает лето и крапива зацветает, ее стебли становятся лишком жесткими. Такую зрелую крапиву можно использовать для отваров и настоек, а вот употреблять в пищу ее уже не получится.

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИММУНИТЕТА:

Залить 2 стакана пшеничных отрубей литром горячей воды, довести до кипения и варить на медленном огне 1 час.

Отвар остудить, добавить по вкусу мед и лимонный сок.

Давать ребенку 2 раза в день за час до еды

Курс лечения 7-14 дней.

Вкусно и очень просто!!! Никаких забот. Поправляйтесь :)

Помимо лечения ребенка целебным отваром я рекомендую проводить комплексную терапию для поднятия иммунитета ребенку и себе:

* Каждое утро принимайте вместе с ребенком бодрящий прохладный душ (снижайте температуру воды до комфортной для Вас и ребенка - 38 С);
* Зарядка или другая Физическая нагрузка (йога, бассейн, утренняя пробежка);
* Закаливание ребенка, одним из щадящих способов - минимум одежды, контрастный душ (заканчивайте всегда прохладным) и сразу обтирание, оптимальная температура в комнате - 18-20 С;
* правильное питание для ребенка и всех членов семьи: больше сырых овощей и фруктов, исключить из рациона питания вредные продукты (майонез, кетчуп, колбасы, сосиски, консервы, копчености, конфеты, чипсы и т.д.);
* Здоровый сон 8-10 часов минимум (выключайте вечером мультики и читайте только добрые сказки);
* Прогулки на свежем воздухе перед сном (не ленитесь после ужина выйти с детьми в парк или детскую площадку хоть на 30 мин.) и положительные эмоции

.

Почему чистотел называют «русским женьшенем»?

 

Владимир Рогоза

 

Чистотел издревле используется в народной медицине многих стран. На Руси целители даже называли его «русским женьшенем», применяя для лечения и профилактики многих серьезных заболеваний, в том числе и онкологических. Чистотел не только обладает широким спектром целебных свойств, к тому же, он широко распространен. Растение крайне неприхотливо, хорошо растет в любых местах с относительно влажной почвой – в оврагах, рядом с водоемами, на опушках леса, под заборами.

Свое название чистотел получил за способность эффективно лечить различные кожные заболевания. Об этом говорят и его народные названия – бородавник, бородавочник, чистец. Научное название растения – «чистотел большой» (Chelidonium Major). Найти чистотел не сложно. Это многолетнее растение с высоким (50–100 см) ветвистым стеблем, покрытым короткими волосками, среднего размера черешковыми листьями и золотисто-желтыми небольшими цветками, собранными в зонтичные соцветия. При надломе стебля выделяется темно-желтый или оранжевато-красный сок.

Высокие целительные свойства чистотела связаны с тем, что в нем содержатся в значительном количестве алкалоиды, витамины, органические кислоты, флавоноиды, каротин, сапонины, горечи, эфирного масла, смолистые вещества. Препараты из чистотела обладают выраженным противовоспалительным, ранозаживляющим, противомикробным, противозудным, прижигающим, местно-анестезирующим, болеутоляющим, желчегонным, спазмолитическим, гипотензивным действиями.

Не стоит забывать, что чистотел растение ядовитое. При наружном использовании отравиться трудно, но при неумеренном приеме внутрь возможен дисбактериоз кишечника, а в худшем случае – отравление, выражающееся в тошноте, сильной жажде, судорогах, снижении артериального давления, замедлении пульса и даже обмороках. В этом случае необходимо немедленно промыть желудок, после чего обильное питье и активированный уголь. Как правило, после этого симптомы отравления проходят быстро и без последствий.

Традиционно для лечения заболеваний использовали сок чистотела. Чистым соком лечат различные раздражения и заболевания кожи, ожоги, в том числе солнечные, раны, нарывы, фурункулы, герпес, чесотку, трещинки на руках и пятках, выводят веснушки, бородавки, папилломы, сухие мозоли. Для этого можно применять и измельченные свежие листья.

Впервые с лечением соком чистотела я познакомился в детстве, когда отдыхал у бабушки в деревне. Сразу же перенял привычку деревенских мальчишек ходить босиком, в результате заработал цыпки на ногах. Бабушка вылечила их очень быстро: смазывала соком чистотела, а когда он высыхал, барсучьим жиром. Понадобилось всего несколько процедур, правда, сначала от сока чистотела щипало безбожно.

Во многих случаях сок используют разведенным в различных пропорциях. Такими растворами лечат полипы, аденоиды, гланды, воспаления десен. Для этих же целей можно применять настои и отвары чистотела. Приготовить их не сложно. Существует много различных рецептур, одна из простейших – столовая ложка сушеной травы или две свежей на стакан воды. Если залить кипятком и настоять 1,5-2 часа получится настой, а при кипении 10-15 минут на медленном огне или в водяной бане – отвар. Их используют для полоскания, компрессов и примочек.

Для лечения кожных заболеваний применяется мазь из чистотела. Приготовить её не сложно. Порошок из сушеной травы в соотношении 1:1 смешивают с разогретым барсучьим жиром, топленым салом или маслом, вазелином. Такая мазь хорошо хранится в холодильнике и всегда готова к применению.

Разведенный сок, отвары и настои чистотела принимают внутрь для лечения многих серьезных заболеваний. Рецептуры приводить не буду, при желании их можно найти в справочниках или в Интернете. Учтите, что сок принимают обычно не больше 5-7 капель, а настои и отвары, в зависимости от консистенции, до трех столовых ложек. В Интернете можно найти рекомендации употреблять при некоторых заболеваниях чистый сок чистотела столовыми ложками. Не советовал бы проводить на себе подобные эксперименты.

Чистотел обладает сильными целебными свойствами, но самолечение – чревато. Если решите лечиться чистотелом – обязательно посоветуйтесь с врачом. Сам я несколько раз летом на даче пил разведенный сок при гастрите и обострении язвы двенадцатиперстной кишки. Гастрит прошел за два дня, боли от язвы тоже прошли за два дня, но потом еще два дня на всякий случай перед едой пил алмагель.

Для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, мочевого пузыря, печени и почек чистотел используют издревле, причем, во многих странах. Раньше в российских деревнях чистотелом лечили почечуй (геморрой) и полипы в толстом кишечнике. Разведенный сок или настой принимали внутрь, делали клизмы, соком смазывали наружные узлы.

Современная медицина подтверждает, что вещества, содержащиеся в чистотеле, замедляют развитие раковых клеток. Естественно, что запущенный рак вылечить чистотелом невозможно, но на начальных стадиях или после операции для предотвращения развития метастаз он вполне может применяться наряду с медикаментозными средствами, к тому же, он действует как легкое обезболивающее. Более эффективен чистотел при лечении раковых заболеваний кожи.

Кстати, благодаря выраженным противомикробным свойствам чистотел может помочь при профилактике и лечении гриппа. Применяют его для лечения атеросклероза, стенокардии, астмы, подагры, ревматизма, снижения кровяного давления, снятия спазмов мускулатуры.

Чаще всего в лекарственных целях используется сок, полученный из стеблей и листьев чистотела. Считается, что лучше заготавливать свежий сок в мае-июле, когда в растении больше всего полезных веществ. Для этого стебли растений срезают не ниже 10 см от земли, измельчают при помощи мясорубки или другого устройства, отжимают и, добавив на литр сока 250 мл спирта или 500 мл водки, хранят в темном прохладном месте. Раньше в деревнях свежий сок чистотела хранили в плотно закрытой посуде в погребах-ледниках при температуре около 0 градусов. Но предварительно соку давали 5-7 дней перебродить при комнатной температуре.

Кроме того, чистотел можно сушить (лучше для этого использовать листья и цветки), чтобы по мере необходимости использовать для приготовления настоев, настоек, отваров или мазей. В последнее время сушеная трава и препараты из чистотела появились в аптеках. В Интернете встречал рекомендации по приготовлению препаратов из семян чистотела. У меня они вызывают сомнения, ведь к осени полезные свойства растения уменьшаются.

Чистотел не зря называют «русским женьшенем», он может помочь в лечении многих заболеваний, но применять его следует с осторожностью, не забывая, что растение ядовито

Иммунитет ребенка. 5 шагов повышения иммунитета у детей.

Как повысить и укрепить ослабленный иммунитет ребенка?


иммунитет ребенка

В настоящее время более 70% детей дошкольного возраста имеют ослабленный иммунитет, особенно это касается городских жителей. Существует множество естественных способов укрепления иммунитета у детей, но большинству маленьких горожан не обойтись без дополнительных медикаментозных средств. При этом многие родители задумываются о необходимости укреплять иммунитет осенью, как только ребенок начинает болеть.

Это одно из самых распространенных заблуждений: укрепление иммунитета происходит не мгновенно.

Для того чтобы создать мощный барьер против инфекций, организму требуется около 2-х месяцев. Поэтому самое подходящее время для укрепления иммунитета – лето. Путь к крепкому здоровью не так сложен, как может показаться на первый взгляд. Предлагаем вам пять основных шагов, которые приведут к заветной цели – сильному иммунитету и крепкому здоровью.

 

Шаг первый.

Диспансеризация

Если в течение года ребенок часто болел, летом необходимо показать малыша педиатру, гастроэнтерологу, иммунологу, ЛОРу и стоматологу. Предварительно можно сдать анализы, которые помогут установить причину ослабленного иммунитета: кал на дисбактериоз, кровь на иммунный и интерфероновый статус.

В зависимости от клинической картины простуд врач может посоветовать сдать специальные анализы, например, исследования на обнаружение микоплазмы и пневмоцисты при упорном кашле (кровь, мазки из зева), мазок из зева при хронических тонзиллитах. Особое внимание следует уделить хроническим заболеваниям.

Если малыш страдает каким-либо хроническим заболеванием, это, конечно же, влияет на защитные функции организма и может стать причиной частых простуд.

Хронические гаймориты, тонзиллиты, аденоиды, атипические инфекции, вызванные такими возбудителями, как микоплазма, пневмоциста, хламидии, глисты – все это влияет на иммунитет ребенка. Даже такой "пустяк", как кариозные зубы, может стать причиной ослабления иммунитета и провоцировать регулярные простудные заболевания. В общем, если благодаря всестороннему обследованию удастся найти очаг хронической инфекции и ликвидировать его, то в следующем году чадо не будет так часто болеть.

 

Шаг второй.

Внимание на кишечник

5 шагов к здоровьюБольшое значение для общего иммунитета имеет состояние кишечника. Кишечник выполняет иммуногенную функцию, которая заключается в стимуляции синтеза иммуноглобулина и иммунокомпетентных клеток. Большинство полезных веществ, поступающих в организм вместе с пищей, всасывается именно в кишечнике. Там же в нем проживает огромное количество (несколько миллиардов) иммунокомпетентных лимфоидных клеток, постоянно ведущих борьбу за наше здоровье. Зашлакованный кишечник является непреодолимым препятствием для полезных веществ, содержащихся в пище, витаминов и лекарств. Так что его состояние напрямую связано с общим состоянием здоровья.

Чтобы кишечник был в норме, старайтесь, чтобы ребенок пил больше минеральной воды без газов, кисломолочных продуктов и употреблял пищу, богатую клетчаткой. В более сложных случаях, когда причиной кишечного нездоровья является дисбактериоз, необходимо сделать специальный анализ, который покажет, каких именно бактерий не хватает малышу, и провести соответствующий курс лечения.

Для повышения иммунитета у ребенка со стороны кишечника летом полезно пропить месячный профилактический курс отвара овса. Крохе от 6 месяцев до 1 года назначают по 1 чайной ложке, с года – по 1 столовой ложке, с 2 до 5 лет – 2 столовые ложки, после 5 лет – 100 мл в день. Овсяный отвар готовится так: полстакана промытого овса (не овсяной крупы!) заливать вечером 1,5 литрами фильтрованной воды в эмалированной посуде. Утром кипятим 1,5 часа в кастрюле с закрытой крышкой на медленном огне. Таким образом все термостойкие витамины группы В, содержащиеся в шелухе, выпариваясь, экстрагируются в воду. Затем, когда отвар остынет, его нужно процедить и хорошенько отжать.

Отвар можно готовить на два дня и хранить в холодильнике. Давать овсяный отвар ребенку нужно перед едой. Вкус у этого "лекарства" приятный и малыш вряд ли будет скандалить. Но не забывайте, что овес слабит, разжижает стул. Поэтому посоветуйтесь со своим педиатром, возможно, он подберет индивидуальный вариант дозировки.

 

Шаг третий.

Витамины здоровья

5 шагов к здоровьюАктивными стимуляторами иммунитета у детей являются антиоксиданты. Они восстанавливают стабильность молекул, клеток и тканей, останавливают процессы окисления и таким образом защищают организм от болезней. К антиоксидантам относятся витамины С, Е, бета-каротин, глютатион-6, селен, цинк, медь, марганец и аминокислота L-цистеин. Этими веществами богаты зерновые культуры, бобовые, свежие овощи и фрукты, а также растительные масла.

Но, к сожалению, неблагоприятная экологическая обстановка, использование различных удобрений, некачественная вода, термическая обработка пищи и прочие достижения цивилизации приводят к тому, что натуральные продукты не способны обеспечить суточную потребность человека во всех необходимых витаминах и минеральных веществах.

Поэтому даже летом, когда в избытке свежих овощей и фруктов, не стоит отказываться от поливитаминных комплексов. Они имеют практически одинаковый состав и отличаются друг от друга лишь формой выпуска и присутствием различных вкусовых и ароматических добавок.

 

Шаг четвертый.

Иммуноукрепляющие препараты

Существует множество препаратов, укрепляющих и моделирующих иммунитет у ребенка, которые можно назначать без изучения иммунного статуса. Это так называемые растительные адаптогены. К ним относятся препараты на основе эхинацеи, женьшеня, элеутерококка, корня солодки, лимонника, родиолы розовой.

Используемые в профилактических целях, они способствуют укреплению иммунитета у детей. Естественно, подбирать препарат, схему профилактического курса и дозировку должен врач. Так как повышение дозировки препаратов может приводить к обратному результату – угнетению иммунной системы.

5 шагов к здоровьюДетям, которые в течение года часто болели отитами, ангинами, бронхитами, стоит пропить профилактический курс препаратов, защищающих от стафилококков, стрептококков, гемофильной палочки и клебсиеллы. Наиболее распространенные препараты этой серии – "Рибомунил", "Бронхомунал" и "ИРС19". Основа их действия – стимуляция иммунитета через предоставление организму "информации" о возможном бактериальном возбудителе.

Кроме того, для профилактики простудных заболеваний очень полезно приучить ребенка к бактерицидному питью – отвар ромашки, календулы, зверобоя или дать малышу специальный детский чай (из шиповника, мяты, ромашки). После еды такой чай или настой смывает остатки пищи с миндалин и бактерицидно воздействует на слизистые.

 

Шаг пятый.

Лечебная гимнастика

Специальные приемы лечебной гимнастики способны надежно защитить ребенка от простудных заболеваний, тем самым укрепить иммунитет у ребенка. Освоить простейшие упражнения под силу даже полуторагодовалому карапузу.

Когда малыш чистит зубы или умывается, попросите его достать кончиком языка до подбородка и подержать его так от 3 до 10 секунд. Такая поза напряжения языка и дужек глотки улучшает кровоток, лимфоток, глотка санируется, эвакуируются застойные слизи и казеозные пробки – плацдарм, на который садятся "нежелательные" гости, вызывая ангины и другие проблемы.

Очень полезно разминать каждое утро шею. Медленными вращениями головы вправо и влево. Это упражнение действует на заушные лимфатические железы и защищает их от воспаления.

Научите малыша мягко поколачивать себя по грудной клетке на выдохе руками, сложенными в кулачки, со звуками "а", "о", "у". Такой самомассаж грудной клетки развивает естественные защитные силы бронхолегочной системы.



Советы логопеда

В норме формирование правильного произношения звуков заканчивается к 4–5 годам. Однако, не все дошкольники могут самостоятельно освоить фонетическую систему родного языка, а взрослые не всегда определяют на слух дефекты речи или не придают этому особого значения, полагая, что с возрастом эти недостатки сами собой исчезнут.

Чаще вызывают затруднения у детей

  • шипящие: ш, ж, щ, ч.

  • свистящие: с, сь, з, зь, ц.

  • сонорные звуки: р, рь, л, ль.

Произношение, которое не соответствует возрастным нормам, называется патологическим косноязычием (дислалия). Ребенок при нарушении произношения отличается полным неумением произносить звук или группу звуков сознательным пропуском их в своей речи.

Постановку любого звука можно начать с подражания звукам, которые издают животные или предметы. Например, звук р (рычание собаки или звук работающего мотора), звук ш (шум волны, набегающей на берег, или как шипит гусь), ж (жужжание жука), з (писк комара) и т.д. Элемент подражания хорош тем, что используя его, мы заставляем работать слух и зрение ребенка.

Если же ребенок не сумел воспроизвести звук по подражанию, то занятия рекомендуется начинать с отработки отдельных элементов звука. При этом используется система артикуляционных упражнений и артикуляционной гимнастики, которые подготовят органы речи к произношению определенного звука.

Приведу примеры артикуляционной гимнастики:

Подготовительные упражнения, статистические (неподвижные):

  • “Лопаточка”. Широкий язык высунуть, распластать на нижней губе, держать 10–15 секунд.

  • “Чашечка”. Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху, но не прикасаться к верхним зубам. Держать 10–15 секунд.

  • “Иголочка”. Открыть рот. Узкий язык высунуть далеко вперед. Удерживать 10–15 секунд.

  • “Горка”. Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упирается в нижние зубы. Удерживать 15 секунд.

  • “Часики”. Упражнение дается для активизации мышц языка. Скажите ребенку: “Посмотри, как тикают часики, как ходит маятник. Давай поиграем в часики, а маятником будет твой язычок”.

  • “Лошадка”. Показать ребенку как скачут лошадки. Проследите, чтобы кончик языка поднимался прямо, не поворачиваясь и щелкая за верхними зубами. Язык должен присасываться к небу, а потом отрываться от него со звуком похожим на топот копыт.

  • “Качели”. Скажите ребенку: “Высунь узкий язычок. Тянись им попеременно то к носу, то к подбородку, рот не закрывай". Повторить так 10–15 раз.

  • “Вкусное варенье”. Необходимо сидя с ребенком перед зеркалом представить, что вы съели вкусное варенье. И у вас испачкалась верхняя губа. “Давай-ка слижем варенье с верхней губы языком. Вот так”. Показывая ребенку, как надо слизать варенье, вы делаете движение широким языком по верхней губе сверху-вниз, но не из стороны в сторону.

  • “Почистим зубы”. Ребенок сидит на стуле лицом к вам. “Посмотри как я буду чистить зубы. (Чистите языком верхние зубы с внутренней стороны). А теперь давай вместе почистим верхние зубы, чтобы они были чище.”. Язык должен скользить по внутренней поверхности зубов слева-направо. Рот открыт, губы улыбаются и видны зубы.

  • “Маляр”. Скажите ребенку: “Высунь язык, рот приоткрой. Оближи, как маляр кисточкой, сначала верхнюю губу по кругу, потом нижнюю губу по кругу.” Повторить 10 раз.

При всех видах коррекционной работы с ребенком обязательно используйте зеркало, которое дает ему возможность видеть, как нужно ставить язык, зубы и губы при произношении каждого определенного звука.

Этапы коррекции звуков:

  1. Первый этап работы по преодолению нарушений произношения — постановка звука. Только после того, как ребенок научится правильно произносить звук, приступайте ко второму этапу — закрепление звука.

  2. Закрепление звука в слоге (прямом — ла, лу, ли, лы; обратном — ал, ул, ил, ыл), между гласными в середине слога — ала, оло, улу..). Тренировка звука на аналогах слов (лала, пала, лалала...).

  3. Закрепление звука в словах: рабочий звук в начале слова (лампа, ложка, лодка), в конце (стол, стул, сигнал, смял, стал), в середине (неделя, золото, желтый).

  4. Ввод слова с отработанным звуком в предложения, работа с картинками, подбор специальных стихотворений, где часто встречается рабочий звук.

Одновременно с закреплением рекомендуется проводить дифференциацию звуков.

  1. Ребенок произносит звук в сопоставлении — с–т, в разной последовательности в слогах (са-та, су-ту, та-са, ту-су, то-со), в словах (санки-танки, лист, мост, стул, стол), во фразах (стены, стулья и столы были светлого цвета).

  2. Ставим вопрос и получаем ответ с условием, что в вопросе и ответе обязательно должны быть дифференцируемые звуки. Например: Где стоит стул? — Стул стоит у стены.

  3. Поручаем ребенку самостоятельно следить за своей речью, контролируя ее.

Правильная постановка произношения шипящих звуков

Для начала необходимо вспомнить с ребенком артикуляционную гимнастику, а именно упражнение “чашечка”: — Пожалуйста: сделай язык “чашечкой”, теперь переведи чашечку за зубы, удерживая язык вверху, сомкни зубы, слегка вытяни вперед губы (можете двумя пальцами сами слегка выдвинуть губы ребенка вперед), и произнеси звук.

Если ребенок удерживает язык в верхнем положении, будет слышаться звук ш, если язык не удерживается, нужно подвести под язык шпатель или плоский конец чайной ложки. Упражняться с механической помощью до тех пор, пока ребенок не сможет произносить правильный звук без помощи. Потом предложите ребенку с таким же положением артикуляционного аппарата произнести звук ж. Если ребенок произносит звук ж как ш, приложите одну его руку на свою гортань, а другую на его гортань, и снова произнесите звук. Чтобы поставить правильный звук ч, нужно объяснить ребенку, что звук ч состоит из слитно произнесенных звуков ть и щ-тьщ. Сначала можно произносить раздельно ть-щ, ть-щ, потом постепенно слить эти звуки. При постановке звука щ предложите ребенку повторить звук, если не получается по подражанию, то свой палец (в горизонтальном положении) подложите под язык. Палец должен удерживать язык у средней части неба. Добивайтесь долгого звучания щ.

Постановка правильного произношения свистящих звуков с, сь, з, зь, ц.

Правильная артикуляция свистящих звуков:

  • губы принимают положение последующего главного звука;

  • зубы сближены на расстояние одного миллиметра;

  • кончик языка упирается в нижние резцы;

  • боковые края плотно прижаты к верхним коренным зубам;

  • спинка языка (его средняя часть) выгнута посередине, образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам (передним зубам).

При произношении мягкого с спинка языка сильнее выгнута, язык более напряжен. Звук з, зь произносится так же, только здесь уже включается голос (благодаря смычке голосовых связок), за счет чего и образуется звонкий свистящий звук.

Самое главное при произнесении с, з, ц , то, что кончик языка упирается в передние нижние зубы и его не должно быть видно между зубами, они закрыты. Если ребенок не может сразу произнести, подражая вам, нужно прибегнуть к механической помощи. Прижмите кончик языка спичкой (концом спички, предварительно отломив серную головку), и пусть ребенок, закусив зубами спичку, произнесет звук с, потом з. Если ребенок с помощью спички произносит правильно звуки, а без спички не может, потренируйтесь подольше со спичкой, потом опять попробуйте без нее, до тех пор, пока ребенок не станет произносить самостоятельно правильное звуки с, з, ц.

Если не получается сразу звук з (ребенок произносит его как с) положите его руку на вашу гортань, а другую руку на свою, произнесите сначала, протягивая, звук с (Слышишь, горлышко молчит?), а потом протяните звук :"з...з..з.." и ребенок “услышит”, как “загудело горлышко”. Для произнесения правильного звука ц предложите произнести слитно звук тис, сначала медленно, потом быстрее, в итоге получится звук ц (т+с). При произнесении ц поднесите тыльную сторону ладони ребенка к своему рту, и он почувствует струю воздуха.

Постановка правильного произношения звука л

Для исправления недостатков произношения звука л советую вам самый простой способ, я всегда пользуюсь им в своей работе. Сначала вы перед зеркалом (ребенок сидит рядом) зажимаете зубами кончик языка, потом предлагаете ребенку проделать то же самое, и, не меняя положения языка, произнесите протяжный звук а или ы. Потом делаете то же самое, только беззвучно, а ребенок с включением голоса. Должен получиться протяжный звук л.

Постановка правильного произношения звука р

Предложите ребенку вспомнить упражнение “чашечка”. Проделайте его вместе несколько раз обязательно перед зеркалом следующим образом:

— Сделай язык “чашечкой”, прижми сильно кончик языка к нёбу, оттолкнись, и силой произнеси звук д (следи, чтобы язык был вверху, зубы не закрывались и челюсть была неподвижна). Своим чистым пальцем или пальцем ребенка произведите быстрые движения слева направо, дергая язык за подъязычную уздечку. (На палец можно надеть соску для бутылочки). Сначала вы держите руку ребенка за кисть и его пальцем осуществляете движения, потом ребенок будет делать это упражнение самостоятельно. Делать надо до тех пор, пока не появится самостоятельная, без помощи пальцев, вибрация кончика языка. Повторять это упражнение несколько раз в день по 10–15 минут, или хотя бы один раз в свободное время, но тоже не более 20 минут.

Обязательно давайте ребенку отдыхать!

Чаще всего произносите сами сочетания др (язык вверху), чтобы ребенок, видя вашу артикуляцию и слыша правильный звук, подражал вам, но только при условии, если звук р вы произнесете правильно.

Работая с ребенком над исправлением дефектов звукопроизношения, необходимо иметь наглядный материал. Подберите цветные картинки, желательно по сериям (цветы, овощи, фрукты, посуда, одежда, обувь), различные лото, домино, кубики.

Старайтесь сделать занятие не скучным уроком, а интересной игрой. Чаще хвалите, поощряйте ребенка за его старание и труд.

Твой нос – твое здоровье

Чтобы быть здоровым, надо научиться управлять работой сердца, легких, мышц, что гораздо труднее, чем научиться , играм, работе на комьютере и езде на велосипеде. Труднее потому, что ребенок растет, развивается, а значит, постоянно меняется. Нужны ежедневные старания. Вспомните справедливую пословицу ” Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”, добавим – не сохранишь здоровье.

НОС – не только украшение лица. Он целое сооружение, которое обеспечивает поступление и удаление воздуха. Без воздуха нет жизни. Но воздух должен содержать полезные вещества и быть очищен от вредных примесей. Таково назначение дыхательной системы, пути которой начинаются с носа. Его строение позволяет очищать воздух от бактерий, пыли, согревать и увлажнять его. Эту роль выполняет внутренняя слизистая оболочка чистого носа. Грязный нос затрудняет поступление воздуха, т.к. в нем образуются “залежи” – корочки, которые приходится нередко удалять, ковыряясь в носу. Заметим: такие действия не только вредят здоровью, но и просто некрасивы.

Как же правильно ухаживать за носом ? Выделим 3 действия:

  1. Прежде всего при умывании мыть нос не только сверху, но и изнутри, т.е. слизистую носа. Перед умыванием вымыть руки с мылом. Грязными руками можно занести микробы в нос.

  2. Моют слизистую носа смоченным и намыленным указательным пальцем, выполняя в каждой ноздре 3-5 вращательных движений, что способствует отделению от ворсинок слизистой носа грязи.

  3. Споласкивают слизистую носа поочередно – то одну, то другую ноздрю. Зажимают пальцем одну ноздрю, затем выдувают воду. Повторяют процедуру 2-3 раза. Такую процедуру выполняют и для другой ноздри.

Уход за носом проводится утром и вечером перед сном. При заболеваниях, таких как простуда, грипп и другие, связанных с затрудненным дыханием, нос моется чаще.

При уходе за носом Вы делаете неправильно, если:

  • Сморкаетесь и моете сразу две ноздри, это может вызвать попадание слизи в кости лица (пазухи носа, лба), заболевание гайморитом, фронтитом;

  • Не массируйте слизистую носа мыльным пальцем;

  • Не полощите нос.

Начинайте правильно ухаживать за носом с сегодняшнего дня. Помните: чистый нос – залог здоровья. Поддерживайте здоровье каждый день.



Что нужно знать о респираторных инфекциях?

Острые респираторные заболевания (ОРЗ) – это инфекционные заболевания верхних дыхательных путей, вызываемые вирусами и бактериями. В настоящее время выделено более 1800 видов и типов респираторных вирусов. Все они своим клиническим проявлением (внезапное начало заболевания, продолжительная лихорадка, головная боль, слабость, кашель, насморк и т. д. ) могут вызывать массовые заболевания и служить причиной тяжелых инфекций среди ослабленной группы людей (детей, людей пожилого возраста ). Эти заболевания объединяются под названием острые респираторные вирусные инфекции – ОРВИ.

Часто люди не придают особого значения респираторным заболеваниям, забывая о том, что респираторные инфекции опасны и влекут за собой тяжелые осложнения, такие как ангина, бронхит, воспаление легких, гнойный синусит, гнойный отит, менингит и др. заболевания.

Все ОРЗ являются инфекционными. Источником заражения является сам человек. Переносится инфекция воздушно-капельным путем. При кашле, чиханье, в течение разговора зараженные капельки слюны разлетаются на расстояние нескольких метров. Передается инфекция и при рукопожатии, пользовании посудой, платками больного. Если больной и его близкие не соблюдают элементарных санитарных правил, вероятность заражения очень велика.

Вирусы или бактерии попадают в организм человека через верхние дыхательные пути, внедряются в клетки слизистых оболочек и при определенных условиях (утомление, охлаждение, запыленность воздуха, высокая влажность, ослабленный организм) вызывают заболевание.

В профилактике ОРЗ большое значение имеет правильное носовое дыхание. Вдыхаемый воздух, проходя через извилистые носовые ходы и околоносовые пазухи, согревается и увлажняется. Находящиеся на слизистой носа волоски играют роль фильтров: они задерживают попавшие с воздухом микробы и пыль. В носовых ходах воздух подвергается обеззараживанию. При нарушении функции носа (насморк) человек дышит ртом. Дыхание ртом приводит к пересыханию и переохлаждению слизистых оболочек рта, глотки, гортани и способствует частым заболеваниям дыхательных путей, обострению хронических заболеваний.

Нарушение носового дыхания может быть связано с наличием полипов, аденоидов, искривлением перегородки носа, хроническим воспалительным процессом в носу. Поэтому своевременное устранение этих причин необходимо рассматривать как одну из действенных мер в профилактике простуды. Борьба с ОРВИ и другими простудными заболеваниями является одной из важнейших задач медицинской науки и практического здравоохранения.

В возникновении ОРВИ большое значение имеет переохлаждение, при котором нарушается нормальное кровообращение в тканях за счет сужения кровеносных сосудов. В результате сопротивляемость к инфекции снижается и человек становится подверженным угрозе заболевания.

С чего начать борьбу с ОРВИ? В первую очередь обязательно обратиться к врачу и придерживаться его рекомендаций. Если в семье кто-то заболел ОРВИ, первое, что нужно сделать – это уложить больного в постель. До прихода врача оказывать следующую помощь: если температура выше 38 –39 градусов, можно положить на голову салфетку, смоченную в холодной воде и часто ее менять. Надо помнить, что нельзя укрывать человека с высокой температурой дополнительным одеялом – перегревание вредно.

Необходимо обильное питье – теплое молоко, чай с лимоном, соки, минеральная вода, чай из липового цвета или малины. Готовят чай так: две столовые ложки липового чая или малины заливают стаканом кипятка, ставят на слабый огонь и кипятят 5 – 8 минут, процеживают и пьют.

При остром насморке применяют сосудосуживающие капли для восстановления носового дыхания (нафтизин, галазолин, санбрин и эфедрин). Закапывать капли нужно строго лежа на боку, чтобы лекарство задержалось в полости носа. При кашле полезны ингаляции, т. е. вдыхание влажного согретого воздуха (настои травы тмина, корней алтея, плодов можжевельника, настои молодых сосновых побегов, настоев листьев мать – и – мачеха ). Горчичники на стопы на 10 – 15 мин. и на 3 – 5 мин. на грудную клетку.

Солнце, воздух и вода – вот главные союзники человека в борьбе за его здоровье. Воздух, содержащийся в нем кислород, являются основой жизни, привыкнув к нему, мы забываем, как правильно им пользоваться. Воздух содержит и ряд вредных для организма примесей. Особенно много их в замкнутых помещениях, где, как правило, воздух значительно загрязнен и увлажнен. Необходимо периодическое проветривание помещений, особенно перед сном. Не нужно забывать и о прогулках на свежем воздухе. Подсчитано, что для сохранения здоровья человек должен находиться на природе не менее 200 часов в год. Все родители хотят, чтобы их дети были здоровыми, крепкими, жизнерадостными. И сразу же после рождения ребенка перед родителями встает неизбежный вопрос: как уберечь маленького от простуды? Что нужно делать, чтобы он не боялся охлаждения, не страдал частыми насморками, не болел бронхитами и пневмониями?

Зачастую, не слушая советов врача, родители решают оградить ребенка от влияния факторов внешней среды, одевая его как можно теплее, умывая только теплой водой, оберегая от ветра и сквозняков и т. д. Но разве можно застраховаться от всяческих неожиданностей, которые постоянно готовит нам внешняя среда: резких перемен погоды, колебаний температуры, ветра, дождя? Жизненный опыт говорит нам: нельзя! Одним из основных способов предупреждения простудных заболеваний (ОРЗ) является систематическое закаливание ребенка, причем начинать его нужно с грудного возраста. Закаливание способствует правильному росту и развитию детей, совершенствует процессы дыхания и кровообращения, повышает эмоциональную устойчивость.



Почему часто болеют дети?

Думаю, что со мной согласится каждая мама и каждый отец,  что хуже всего когда более твой ребенок. Больно видеть, как твоя кровинушка мучается и страдает, уж лучше бы самому болеть чем ребенку. А  еще хуже, когда дети болеют часто, и бы играть да играть, а вместо этого градусник,  постель и лекарства…

В этой статье мне хотелось бы поговорить про часто болеющих детей, а точнее про то почему ребенок постоянно болеет и что можно сделать, чтобы прервать эту нехорошую тенденцию.

Детей, часто и длительно болеющих острыми респираторными заболеваниями (ОРЗ), принято объединять в отдельную группу (ЧДБ). Инфекционные заболевания дыхательных путей составляют львиную долю болезней детей и, конечно, волнуют родителей. Это, прежде всего, заболевания верхних дыхательных путей (ОРЗ) и бронхиты. Они вызываются различными типами респираторных вирусов, к которым наиболее восприимчивы дети раннего возраста, самые маленькие. Различные вирусы имеют свойство в большей или меньшей степени поражать определенные отделы дыхательных путей, хотя практически при любых ОРЗ имеются сходные признаки болезни: насморк, кашель на фоне повышенной температуры. Вирусные инфекции создают условия для активации микробов, находящихся в дыхательных путях, что может привести к их осложненному течению. Почему дети, особенно в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, склонны к острым респираторным заболеваниям? 

Причины частых болезней:

Причин того, что ребенок постоянно болеет, может быть достаточно много и их можно подразделить на особенности организма самого ребенка и влияние внешней среды. К внутренним факторам относятся:
1. Незрелость организма маленьких детей, в том числе системы защиты (иммунитета) и самих органов дыхания.
2. Неблагополучное течение беременности и родов, последующие заболевания малыша, нарушающие устойчивость к инфекции, приводящие к изменениям со стороны нервной системы, ухудшению приспособляемости (адаптации) к различным воздействиям внешней среды.
3. Наследственная предрасположенность растущего организма к определенным заболеваниям дыхательных путей.
4. Скрытая аллергическая настроенность или явные проявления аллергии, для которых характерны извращенная реакция на различные воздействия и подверженность респираторным инфекциям.
5. Очаги хронической инфекции в носоглотке и полости рта, снижающие защиту от вирусов и микробоз.

Внешние факторы, способствующие частым ОРЗ:

1. Высокая степень контагиозности («заразительности») возбудителями ОРЗ.

2. Непонимание важности здорового образа жизни родителями, правильного ухода за ребенком, что приводит к пренебрежительному отношению к закаливанию, физической культуре. Так и вспомнилась фраза – «если хочешь быть здоров – закаляйся!». На самом деле это действительно помогает если дети часто болеют.

3. Раннее посещение детских дошкольных учреждений, где здоровые дети могут часто контактировать с больными ОРЗ и заражаться от них. Что касается моих деток, то действительно, когда мы стали водить их в садик, то они стали болеть в несколько раз чаще. Да и не понимаю я тех родителей, которые отдают в садик больных детей – часто наблюдала такую картину, когда в садик приводили детей у которых сопли, извините меня,  ручьями.

4. Искусственное вскармливание, нерациональное питание.

5. Пассивное курение (начиная с внутриутробного периода), которое снижает местный иммунитет, нарушает нормальное развитие нервной системы и органов дыхания, повышает чувствительность верхних и нижних дыхательных путей не только к инфекционным возбудителям, но и ко многим другим раздражителям.

6. Неоправданно частое использование лекарств, особенно антибиотиков, которые неблагоприятно сказывается  на состояние иммунной системы и способствует развитию дисбактериоза.

7. Неблагоприятная экология общей окружающей среды ( недаром в городах заболеваемость детей ОРЗ выше, чем в сельской местности), а также собственного дома (загрязненность жилых помещений, несоблюдение гигиенических правил и др.)

Что делать?

Теперь давайте пару слов о том, как же бороться с болезнями, когда наши детки часто болеют и о том, что делать, чтобы они меньше болели. Если ОРЗ проявляется только насморком (чихание, затруднение носового дыхания, выделения слизи из носа) и умеренным кашлем (из-за стекания слизи по задней стенке глотки и сухости от дыхания через рот), ребенку нужен домашний режим и обычное питание с обильным питьем (морсы, соки, сладкий чай). В течение одного-трех дней при выраженном затруднении носового дыхании начинают использовать сосудосуживающие капли (2-4 раза в день) или спреи в нос в соответствии с возрастом ребенка (0,01 % для детей первых двух лет, 0,025% – до 6 лет и 0,05% – для младших школьников). При фарингите (воспалении глотки), кроме щадящего питания, следует полоскать горло щелочными растворами, отварами трав. Для старших детей могут использоваться рассасывающиеся таблетки с обезболивающим и противоинфекционным действием, пастилки с экстрактами трав. При бронхите с влажным кашлем для разжижения мокроты и облегчения ее отхождения назначаются отхаркивающие средства. О выборе того или иного препарата нужно посоветоваться с врачом. Антибиотики при неосложненных ОРЗ и бронхитах не назначаются, так как на вирусы они не действуют.
Для уменьшения воспаления слизистой оболочки носоглотки, предупреждения и лечения осложнений, вызванных микробами, может назначаться местно действующий антибиотик. Жаропонижающие средства применяются у детей первых двух месяцев при температуре выше 38 градусов, старше 3 месяцев – при температуре выше 39 градусов. При температуре от 37 до 38 градусов жаропонижающие назначаются, если ребенок жалуется на плохое самочувствие, мышечные боли, головную боль. Наиболее надежным жаропонижающим средством является парацетамол (детские формы). Аспирин и анальгин не назначаются. Из детской практики исключены амидопирин, фенацитин.
Часто болеющие дети (более 5 раз в год) нуждаются не только в правильном лечении ОРЗ, но и в проведении оздоровительных мероприятий. Нельзя допускать переутомления и перевозбуждения ребенка, следует на 1-1,5 часа увеличить продолжительность его сна, включить в режим дневной сон или отдых. Необходимо ограничивать поездки в транспорте.

Важно рациональное питание с включением свежих овощей и фруктов, проведение по назначению врача курсов массажем грудной клетки. Закаленные дети болеют реже. Одевайте детей по погоде, чтобы было не жарко и не холодно. Не кутайте малышей. Помните, что так называемая простуда – это ОРЗ Оно может возникать и без заражения инфекцией от кого-либо, а из-за активности «своих» вирусов и микробов, которые находятся в очагах инфекции в носоглотке – аденоидах, миндалинах. Мы все, и особенно дети, простуживаемся в основном в холодный сезон года, в периоды подъема заболеваемости вирусными инфекциями и активности вирусов. Постарайтесь в это время не водить ребенка в места скопления людей. Перед выходом на улицу можно смазывать малышу слизистую носа растительным маслом или оксолиновой мазью, а после возвращения домой – промыть нос и прополоскать горло. Часто болеющих детей нужно консультировать у ЛОР-врача для выявления очагов инфекции и своевременного правильного лечения синусита, хронического тонзиллита, удаления резко увеличенных аденоидов.
Важно, чтобы в семейном окружении не было людей, которые могут быть источником инфекции для ребенка. Для этого, мамы и папы, бабушки и дедушки, обращайте внимание на свое здоровье, оздоравливаитесь всей семьей. Если кто-то в семье заболел, по возможности, не общайтесь с ребенком, особенно маленьким, носите маску.
Некоторые дети с ослабленной иммунной системой нуждаются в лечении препаратами, улучшающими иммунитет. Лекарств достаточно много, а выбрать иммуностимулирующее средство и схему его использования конкретно для вашего ребенка вам поможет врач. В школьном возрасте после десяти лет, дети болеют ОРЗ в 2-2,5 раза реже, чем в первые три года жизни. Однако и в старшем возрасте часть детей продолжает болеть чаще, чем их сверстники, и нуждается в оздоровлении, а также детальное медицинском обследовании.
Не запускайте простуду своего малыша – обращайте внимание на любое ее проявление. Важно вовремя начать лечение. Это поможет обойтись без осложнений и, возможно предотвратить длительную болезнь.



Бесплатный хостинг uCoz